«Воняет до слёз»: химик рассказал о своей работе, зарплате и несмертельном химическом оружии

EuroPress News 10 часа назад 11
share vk share ok share fb share tw share tg share ig

Каждый год в последнее воскресенье мая в России и странах СНГ отмечается День химика. В 2025 году этот профессиональный праздник пришёлся на 25-е число. Как неформальная идея студентов превратилась в полноценный праздник и при чём тут неодим, почему химия похожа на магию и как с помощью бутиллития получают каучук для первоклассных шин, что раздражает химиков в работе и при чём тут несмертельное химическое оружие, «Рамблеру» рассказал химик Максим Липских.

Этот профессиональный праздник появился ещё в советское время. Его учредили Указом Президиума Верховного Совета СССР N 3018-X от 1.10.1980 «О праздниках и памятных днях» в знак признания заслуг работников химической и нефтехимической промышленности. Традиция отмечать эту дату сохранилась до наших дней, причём не только в России, но и в странах бывшего Союза.

Считается, что первыми отмечать День химика стали студенты МГУ 1965/66 учебного года. Они предложили каждый год посвящать одному из элементов в таблице Менделеева. В первый такой неформальный праздник чествовали водород. В 2025 году праздник посвящён 60-му элементу в периодической системы химических элементов — неодиму.

Химик — это специалист, занимающийся изучением строения веществ, их превращением и взаимодействием. Также химики создают новые методы получения продукции.

Сегодня в химии есть несколько основных разделов:

Химик — обобщённое название профессии. На самом деле, химических специальностей очень много, среди них:

Чтобы стать химиком, нужно получить высшее образование по соответствующей специальности в вузе.

Самые популярные вузы для обучения на химика:

Зарплата химика зависит от региона, работодателя, занимаемой должности и ученого звания. Для одной и той же профессии средние зарплаты могут отличаться в несколько раз. Больше всего платят в Москве, особенно в крупных компаниях без госучастия.

По данным портала «ГородРабот.ру», средняя зарплата рядового химика в России в 2025 году составляет 68 126 рублей. При этом в Москве такие специалисты получают больше — в среднем 89 756 рублей. В данном случае речь не идёт о руководителях лабораторий, предприятий или компаний химической промышленности — зарплаты руководства выше.

Максим Липских работает химиком более 20 лет. С детства ничего не предвещало, что он свяжет свою жизнь с химией. Но судьба распорядилась иначе.

«Я планировал стать инженером-проектировщиком военной или авиакосмической техники. Но в десятом классе к нам пришёл замечательный учитель биологии, и меня перещёлкнуло — я захотел стать генетиком. Поступать решил на биолого-почвенный факультет Томского государственного университета, но проспал самый важный экзамен — по биологии. Тогда мама посоветовала мне присмотреться к химическому факультету. Я успел сдать вступительные и оказался на химфаке».

В 2007 году он закончил обучение и понял, что найти работу по специальности будет непросто. Тогда предлагали либо вахтовую работу с зарплатой от 40 до 60 тысяч рублей, либо сотрудником в лабораторию за 12-15 тысяч. Сначала Максим поработал в институте химии нефти, затем устроился в отдел контроля качества крупной компании, которая производила пищевую продукцию и БАДы.

После сокращения из-за кризиса 2008 года его позвали в лабораторию нефтехимического синтеза в «Сибур», в научно-исследовательский центр «НИОСТ». Платили не очень много, поэтому ради семьи химик подрабатывал на стройке, где, по его словам, получал в разы больше. Когда он зарекомендовал себя как специалист, зарплата начала расти, а руководство стало поручать более масштабные задачи. Например, Максим Липских участвовал в разработке технологии производства гексена, который используется при производстве линейного полиэтилена — сейчас в Нижнекамске ведется строительство по этой разработке.

Продвижение по служебной лестнице привело Максима в отдел управления проектами, где он столкнулся с новыми задачами, постоянными командировками и десятком новых химических проектов из области гетерогенного катализа.

«Главный стресс в Арктике — это белые медведи»: полярник честно рассказал о своей работе

У команды Максима получалось разрабатывать одну технологию за другой, но нужно было ещё и внедрять разработки в жизнь. Например, с коллегой они занялись вторичными пластификаторами, которые нужны при производстве обоев, линолеума, экокожи и т.д. В итоге их разработка пригодилась многим крупным игрокам рынка. А позже в Перми была построена установка для получения новых соединений.

Параллельно химики разработали технологию создания бутиллития — соединения для производства каучука — в рамках импортозамещения. В настоящее время производство строится в Воронеже, который является лидером по производству шинных марок каучука.

Отработав в «Сибуре» 15 лет, химик решил уходить. Его звали в Казань, Москву, Санкт-Петербург, потому что там платят больше и перспективы роста. А потом позвали его в частную компанию — Инжиниринговый химико-технологический центр (ИХТЦ). По признанию собеседника, ему понравились идеи и принципы Алексея Князева: у него была масса планов на будущее и понимание, как их достичь. Поэтому Максим решил остаться в Томске, где у него появилась возможность и дальше заниматься интересными проектами и создавать уникальные разработки.

Свидетели рождения и смерти: медсестра рассказала о секретах своей работы

Химия может быть увлекательной, но у неё есть и обратная сторона — токсичность, грязь и неприятные запахи. По словам Максима Липских, с этой изнанкой профессии он столкнулся во время учебы и на первом месте работы — в лаборатории реологии нефти.

Некоторые соединения настолько воняют, что их приравнивают к несмертельному химическому оружию и ограничивают их применение в лабораториях. Например, к таким веществам относят изоцианиды. Учёные даже придумали, как убрать ужасный запах при использовании этих веществ, чтобы избавить сотрудников лабораторий от лишних страданий.

В советское время работающим в токсичных условиях бесплатно давали молоко в качестве лечебно-профилактического питания — это называлось «молоко за вредность». После распада Союза традиция осталась. Считается, что молоко нейтрализует вредное воздействие химической среды на организм и поддерживает здоровье работников.

Жалоб на здоровье у Максима нет, несмотря на большой стаж работы с химическими веществами и на то, что у него поллиноз — аллергия на пыльцу растений. Возможно, помогает строгое соблюдение техники безопасности. Этому же он учит и своих коллег.

По словам Максима Липских, в химии, как и в любой профессии, есть свои плюсы и минусы.

Плюсы:

Минусы:

То, ради чего собеседник готов заниматься своей работой даже через 20 лет после начала карьеры, — это общение с людьми.

Профессия криминалист: гид по обучению, работе и зарплате

Посмотреть другие новости